-->
 

Бизнес-портал Кузбасса

Новости, обзоры, рынки, аналитика,
события, опросы и многое другое

об изданииархив номеров еженедельникарекламаподпискаобратная связьчитатели о насфотогалереяАвант-ПЕРСОНАДоброе дело

Новости компаний

[26 апреля] МегаФон создал интеллектуальную логистическую систему для промышленных гигантов страны
[25 апреля] Жители России стали активнее пользоваться маркетплейсами
[24 апреля] МегаФон первым из операторов разработал радиосвязь для экстренных служб и бизнеса
[23 апреля] «Кузбассразрезуголь» в год своего 60-летия высадит более 2 млн деревьев
[23 апреля] Эксперты опубликовали шорт-лист номинантов 16-ой федеральной премии Urban


Издательская группа «Авант»

Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР»
Деловой альманах «Авант-ПАРТНЕР Рейтинг»


 

наш опрос

Где вы встретили новый год?








результаты
архив голосований


Областной экономический еженедельник «Авант-ПАРТНЕР» № 28 от 02.09.2008

Когда функция вуза выполнена

 В многочисленных спорах о высшей школе – особенно, в последнее время, в связи с её реформами – зачастую теряется один очень важный вопрос. Какой момент в жизни выпускника вуза говорит о том, что последний выполнил свою задачу? Успешная сдача госэкзаменов? Получение диплома с присвоением квалификации? Или же всё-таки трудоустройство в соответствии с полученной специальностью? Ещё несколько лет назад министр образования и науки Андрей Фурсенко, говоря о гарантиях трудоустройства выпускников вузов, называл определяющим фактором достижения успеха в этом «качество подготовки специалистов и правильное планирование своей специальности». Главной же проблемой министр называл отсутствие связи учебных заведений с рынком труда. Кузбасское образование никто и никогда не ставил в разряд элитного, однако система подхода к последующему трудоустройству своих выпускников сложилась здесь далеко не вчера. Ректор Кемеровского института Российского государственного торгово-экономического университета Юрий Клещевский считает, что функция высшего учебного заведения выполнена только тогда, когда его выпускник нашёл себе место работы по специальности.
 
– Юрий Николаевич, расскажите об основных принципах вашего вуза, которые направлены на будущее трудоустройство его выпускников.
 
– Если говорить о подходе к трудоустройству выпускников, как о продуманной системе, то можно сказать, что сложилась она ещё в 1999 году и является многоуровневой и непрерывной. А начинается эта работа ещё на довузовском уровне и реализуется в виде профориентационнной работы со школьниками. Мы для себя – с точки зрения перспектив дальнейшего поступления в наш вуз – выделяем три категории общеобразовательных школ. Это школы-партнёры, опорные школы и школы профильные. В качестве профильной школы можно привести кемеровскую гимназию № 17 – её выпускники, как правило, поступают к нам и впоследствии являются лидерами в процессе обучения. Вообще это очень важно – правильно выбрать свою будущую профессию ещё на стадии школьного обучения. Поэтому мы и используем такие формы работы со школьниками как Дни открытых дверей, профессиональных консультаций по выбору профессии. Цель этих мероприятий – помочь абитуриенту выбрать профессию, соответствующую его желаниям и способностям, чтобы впоследствии избежать появления одной из главных проблем трудоустройства – осознания собственной непригодности для работы по выбранной специальности. Следующим становится уже вузовский уровень подготовки, он включает в себя непосредственную профессиональную подготовку, и что очень важно – развитие профессиональных компетенций и обеспечения базы производственной практики. Всей этой работой занимается специальное подразделение института – отдел маркетинга и содействия трудоустройству выпускников, несмотря на периодическую смену названий, он действует в нашем вузе уже восемь лет.
 
– Когда мы говорим о разработке какой-либо системы, то в первую очередь предполагаем ряд конкретных проблем, которые она позволит решить. Какие же главные проблемы стоят на пути сегодняшних выпускников вузов при их трудоустройстве?
 
– Эти проблемы или факторы современной гипердинамичной среды можно совершенно чётко разделить на объективные – или организационные – и субъективные личностные. Наиболее значимыми объективными проблемами являются всё ещё сохраняющийся отрыв образовательной системы от потребностей рынка труда и отсутствие системного прогнозирования на рынке профессий и рынке образовательных услуг. Мешает и слабая информированность студентов о реальной ситуации с востребованностью тех или иных профессий. Ещё одним отрицательным фактором становится всё большее возрастание требований работодателей к претендентам на заполнение вакансий. К факторам личностным стоит отнести низкую конкурентоспособность молодых специалистов, отсутствие у них профессионального опыта и надлежащей квалификации. Здесь же можно отметить и то, что многие студенты плохо представляют себе условия труда и требования, которые к ним будут предъявлять работодатели, неадекватно оценивают свои личные возможности. Мало кто из них достаточно хорошо психологически подготовлен к самостоятельным действиям, к жёсткой конкурентной ситуации на рынке труда. При этом, напротив, отмечаются необоснованно высокие притязания к своей профессии и первому месту работы.
 
– Если проблемы хорошо известны и даже описаны, видимо, есть и конкретные подходы к их решению?
 
– Над этим работают многие специалисты, и не только вузовские. Поймите, сложности трудоустройства молодых специалистов – это не просто личные проблемы выпускников. Эти проблемы  отражаются на состоянии экономики региона в целом. Поэтому-то все новые предложения, направленные на обеспечение регулирования рынка образования и рынка труда стали основой целевой региональной программы «Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 гг.» Она предусматривает создание координационно-аналитических органов по проблемам профессионального становления выпускников, проведение научных исследований в этой области, учебно-методическую подготовку кадров, которые будут заниматься содействием профессиональной состоятельности выпускников. Наш институт очень активно работает по осуществлению этой программы, а также внедряет в практику собственные разработки.
 
– Как же это выглядит на практике?
 
– Наибольшей активности работа по подготовке студентов к дальнейшему трудоустройству достигает на старших курсах. На протяжении вот уже семи лет мы проводим регулярные ежегодные Ярмарки выпускников. Раньше они проходили весной, но теперь их проведение мы перенесли на ноябрь. Традиционно в этих ярмарках принимает участие не менее тридцати потенциальных работодателей, которые предлагают свои вакансии будущим выпускникам. Среди них немало крупных компаний, серьёзно влияющих на экономику области. Это «Сибирский деловой союз», «УРСА-Банк» и банк «Уралсиб», «Губернская страховая компания Кузбасса», Кемеровский ЦУМ, торговая компания «Штоф», «Пронто-Кемерово», многие другие. В последний раз в собеседовании с работодателями участвовало более 170 студентов, после чего 57 из них получили приглашения на постоянную или временную работу. С 2005 года мы совместно с КузГТУ распространяем среди кадровых агентств, предприятий и организаций персональный справочник выпускников «Профессиональный потенциал Кузбасса», а также постоянно сотрудничаем с такими кадровыми агентствами как «Альтернатива» и «Бизнес-Рост». В рабочие программы наших специальностей введены дополнительные факультативные дисциплины: «Этика деловых отношений», «Деловое общение», «Планирование карьеры», Психология общения». Это помогает будущим выпускникам облегчить процедуры устройства на работу. В сотрудничестве с «УРСА-Банком» мы проводим конкурс «Лидер курса», победители которого могут претендовать на получение персональной стипендии и возможности стажировки в банке с последующим трудоустройством. С прошлого года в институте была внедрена практика разработки каждым студентом собственного портфолио – пакета документов, который отражает все достижения выпускника – как учебные, так и личные. Кроме всего этого для обеспечения дополнительных конкурентных преимуществ нашим отделом маркетинга и трудоустройства совместно с профильными кафедрами и Центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации проводится работа по фомированию системы дополнительного образования.
 
– Что представляет собой эта система?
 
– На базе института с выпускниками и студентами старших курсов проводится обучение по программам «Основы построения карьеры», «Малый бизнес: как начать собственное дело». Разработаны и изданы собственные учебные пособия: «Технология поиска работы. Основы построения карьеры» и одноимённое по малому бизнесу.
 
– Сегодня многие вузы вновь обратили своё внимание на организацию для студентов производственной практики. Как, с вашей точки зрения, это отражается на дальнейшем трудоустройстве выпускников?
 
– Практика во многом решает проблемы отсутствия профессионального опыта молодых специалистов. В зависимости от получаемой специальности наши студенты проходят до четырёх практик за курс обучения. Это хорошая возможность не только приобрести необходимые навыки, но и оценить свои силы и возможности, свою пригодность к дальнейшей работе по выбранной специальности. При условии прохождения практики в течение всего обучения на одном предприятии можно говорить уже о целевой подготовке. Как правило, это дает таким выпускникам практически стопроцентную гарантию трудоустройства в ту компанию, где студент практиковался. Но этот подход у нас ещё только зарождается, хотя понятно, что его следует развивать. Предпосылки к этому есть. На сегодняшний день нашим институтом заключено 112 соглашений и договоров с представителями бизнес-среды. Из них 60 договоров о прохождении практики, 29 – о стратегическом партнёрстве. Многие представители бизнеса непосредственно участвуют в организации учебного процесса и работе Государственных аттестационных комиссий, что позволяет максимально приближать уровень подготовки выпускников к требованиям современного рынка труда. Это для нас очень важно, поскольку принцип, что функция вуза выполнена только тогда, когда его выпускники трудоустроены по специальности, остаётся для нас основополагающим.
 
Подготовил Сергей Волков

Рубрики:

Деловые новости

[27 апреля] Новый проект КРТ в Заводском районе Новокузнецка выставлен на торги за 35 млн рублей
[27 апреля] Площадки КРТ в Кемерове и Новокузнецке могут вместить около 9 млн кв. метров нового жилья
[27 апреля] В компании «Кузнецкжелдортранс» открыто конкурсное производство
[26 апреля] В Кузбассе объявлено о начале строительства самого крупного в России животноводческого комплекса
[25 апреля] Банкротство «Заречья» завершилось мировым соглашением

Все новости


 Видеоинтервью

 

Рынки/отрасли

Поиск по сайту


 
 
© Бизнес-портал Кузбасса
Все права защищены
Идея проекта, информация об авторах
(384-2) 58-56-16
editor@avant-partner.ru
Top.Mail.Ru
Разработка сайта ‛
Студия Михаила Христосенко